Теории, предположения и легенды - Форум
Субота, 10.12.2016, 06:59
Нове на сайті Головна Реєстрація Вхід
Вітаю Вас, Гість · RSS
Оновити Нові повідомлення · Особисті повідомлення Особисті повідомлення() · Відомості про учасників форумуУчасники · Читаємо правила форумуПравила форуму · Знайти на форуміПошук · Підписатися на отримання новинRSS · Тільки для VIP-користувачівПриватний форум ]
Сторінка 1 з 512345»
Модератор форуму: Viktor, Оксана 
Форум » Історія селища Ставище » Історичні факти » Теории, предположения и легенды (То, чего нет в истории, но можно предположить, что было.)
Теории, предположения и легенды
ViktorДата: Четвер, 18.02.2010, 10:07 | Повідомлення # 1
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
К сожалению мы не всегда владеем более-менее достоверной информацией о разных исторических событиях произошедших как в древние времена, так и во времена не столь отдалённые. Иногда вопросов бывает больше чем ответов. Чтоб попытаться как-то разобраться и понять происходящие ранее события, можно основываться на других достоверных фактах и с помощью этих фактов делать какие-то выводы. Думаю, что в истории Ставище и современного Ставищенского района ещё можно найти много интересного. Но что-то останется только предположением.

Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Четвер, 18.02.2010, 10:16 | Повідомлення # 2
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Просматривая различные источники в Интернете, чаще всего сайты официальные и частные, бросается в глаза то, что история Ставище или Ставищенского района начинается с 17 века, или в лучшем случае со времен правления Сигизмунда I (Любомир) ссылаясь на Похилевича или Маркевича. Лично у меня возникает вопрос: А что, Любомир взялся из неоткуда? Непонятно когда монголы разорили город. Может это произошло во времена нашествия Менгли-Гирея, а может во времена Батыя? Почему Любомир не находит отражения в летописях и исторических документах до 16 века. Для большинства историков Ставище становится интересным только со времён Хмельницкого и даже не возникает ни каких теорий и предположений о его возможном древнем происхождении.
Прочитав исторические книги основанные на документах и летописях, можно сделать вывод, что славянское поселение могло начать своё существование ещё до 10 века. Дальше история поведует о том, что новые города появлялись также стремительно как и исчезали. Местоположение некоторых городов до сих пор не определено, остались только их названия в различных летописях. Одно из этих поселений-городов могло быть со временем названо Любомиром, а в последствии Ставища (историческое название).
Вот что можно узнать из книги Н. Барсова «Очерки русской исторической географии. География первоначальной летописи»., Варшава, 1873; 2-е изд., Варшава, 1885:
«К концу Х в. славянское население уже покинуло побережья Буга, Тясмини, даже Роси, сделавшиеся небезопасными. В усобицу детей Святославовых, крайним на юге, ближайшим к печенежским кочевьям русским городом является Родьня на устье Роси (980; Лавр., 33); но скоро и он исчезает из истории. Как кажется в это время все пространство почти до самого Kиeвa уже обезлюдело от опустошительных печенежских набегов…
Энергичная борьба со степняками, память о которой сохранилась и в летописях, и в народном эпосе, доставила скоро перевес Руси над кочевниками, которые, в свою очередь, начинают отступать на юг; границы Киевского княжения раздвинулись в первой половине XI в. до Роси. Построение городов по побережьям ее принадлежит Ярославу, который населил их, между прочим, полоненными в походе на Польшу 1031 году ляхами. С тех пор область Роси оставалась до XIII в. южной киевской украйной. Появление половцев на запад от Днепра в половине XI века произвело важный переворот и в степном населении, и в отношениях к нему русских князей. Новые пришлецы в южно-русские степи нанесли решительный удар своим кочевым предшественникам, часть которых предпочла власть русских князей подчинению половцам и заняла южное порубежье Киевского княжества. Это были торки, берендеи, коуи, может быть, родичи печенежского племени, - известные под общим именем черных клобуков. Занимая все Поросье и верхнее Побужье, они мало-помалу привыкли к оседлости и к городской жизни, и в их городках, замыкавших Киевское княжество с юга, русское население получило твердый оплот со стороны степей.
Другой ряд укреплений - города Поросские - возник, как мы видели, при Ярославе. В известиях о событиях, совершившихся при этом князе, нет указаний, какие именно города были основаны им в Поросье. Важнейшим из них был Юрьев, которого основание, как показывает самое название его, следует приписать Ярославу, и следы которого едва ли не скрываются в селениях Большой и Малый Ерчики, на р. Ростовце, в Сквирском уезде. Весьма вероятно, что еще Ярослав сделал этот город центральным пунктом княжеского и церковного управления всей образовавшейся при нем области в Поросье. Во второй половине XI в. в Поросье упоминается несколько городов, которые могли возникнуть еще во время Ярослава, таковы: Растовец и Ятин (Неятин), окрестности которых были опустошены половцами в 1071 году, Святославль и Торческий (Торцинский), град или Торческ. Положение Святославля (1084-86; Поучение Мономаха; Лавр., 103) неизвестно; Растовец и Ятин определяются реч. Растовицей, которая, получив начало в Бердичевском уезде, протекает по Сквирскому и впадает с левой стороны в Рось, несколько ниже Сквиры. На ней надо искать летописного Растовца: на пространстве от этой реки до Поволочи до сей поры сохранились еще остатки вала (в три сажени вышиной), поверх которого, по местному преданию, была когда-то стена из заостренного частокола, Ятин 1071 года приурочивается с достаточной достоверностью к сел. Ягнатину (на верхнем течении Растовицы), на полях которого указывают следы двух крепостей или замков.
Что касается Торческа, то он мог возникнуть уже по смерти Ярослава, вследствие подчинения торков русским князьям, при Изяславе, и никак не позже 1084-1086 года, ибо Поучение Владимира Мономаха говорит о нем именно в изложении событий этого времени. Во всяком случае, в конце XI в. это был крайний порубежный город с половецкими кочевьями, - может быть, на месте сел. Торчица, на реке того же имени, с юга впадающей в Рось (в Таращанском уезде), или же там, где теперь м. Стеблев на Роси (к западу от Корсуни, в Каневском уезде), со следами древнего города. Таким образом, в конце XI в. и в начале XII владения киевских князей не переходили на юге за холмистый водораздел между Росью, Тясминем и реками Восточно-Бужского бассейна (Тикичи Гнилой и Горский). За Росью, по Бугу простирались уже половецкие кочевья; об этом ясно свидетельствует Мономах. Но в XII в., как было уже замечено, обстоятельства изменились. На юг от Роси, по Тясмине и ее притокам и по притокам Синюхи утвердились черные клобуки, признавшие себя в зависимости от киевских князей. На границе их владений с половецкими кочевьями, отодвинувшимися к днепровским порогам и на Ингул, возникла целая система порубежных городков (Куниль-Такуниль 1150 г.; Ипат., 50 на м. теп. Конелы в Лицовецком уезде, Чюрнаев близ реки Выси, Кульдеюрев), и укреплений, остатки которых видны и теперь в непрерывном ряде городищ, на юге Киевской губернии от устья Тясмины до Буга в Гайсинском и Балтском уездах губернии Подольской Как кажется, они не причислялись и тогда к собственно киевским владениям, но под защитой их Поросье достигло значительной степени благосостояния, и в конце XII в. княжеские владения в нем считаются одними из выгоднейших в пределах Киевского княжества. На западе от истоков Роси киевские владения шли к Восточному Бугу».
А вот, что можно узнать из более современных исследований в книге М.Н. Тихомирова «Древнерусские города», 1956:
«В Киевской земле мы встречаемся и с другим любопытным явлением - существованием городов, процветание которых продолжалось сравнительно недолго и на смену которым пришли новые города, возникшие по соседству. Таким был Витичев, известный ещё Константину Багрянородному, а в XI в. запустевший, Родня на устье Роси, на смену которой пришёл соседний Канев. Некоторые города Киевской земли так и не выросли за пределы укреплённых замков, хотя часто упоминаются в летописях. Таковы Юрьев и Торческ. Юрьев так запустел, что его местонахождение в районе Белой Церкви устанавливается только гадательно …
Значительно больше известно о Торческе, впервые упомянутом в 1093 г. под названием «Торческий град». Своё название Торческ получил от «торков» - кочевого народа, осевшего на окраине Киевской земли. Осаждённые в своём городе половцами, торки «крепко сражались из города и убивали много врагов». Только голод принудил торков к сдаче. Половцы сожгли «город» и увели пленных в свои кочевья.
В известиях XII столетия Торческ выступает как центр торков, берендичей, печенегов и прочих племён Поросья (бассейна реки Роси). Одно время Торческ стал даже княжеским стольным городом. Сидевший в нём Михалко Юрьевич присоединил к нему («вохвоти») даже Переяславль.
В конце XII столетия в Торческе утвердился князь Ростислав Рюрикович, опиравшийся на помощь соседних «чёрных клобуков», враждовавших с половцами. Летописец называет Торческ его городом («прееха в Торцькый свой с славою и честью великою»). Место Торческа надо искать в Поросье, может быть в непосредственной близости к Юрьеву».
Из книги Похилевича мы знаем, что по преданию Любомир был большим городом и занимал территорию села Юрковка и почти до Скибина. Но если обратить внимание, то Юрковка – это практически Торчинский Степок, да и село Торчица находится недалеко. Ни кто не может точно опрелелить место расположения Торческа, значит можно предположить что Торческ и Любомир одно и тоже.


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Четвер, 18.02.2010, 12:30 | Повідомлення # 3
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Не думаю, что Любомир был тем городом в Поросье (1032-1240 гг.), который не попал ни в одну летопись. Значит, остается только два возможных варианта: либо он был с другим названием (например, Торческ), либо был основан после нашествия Батыя и в этом случае разорен во времена нашествия Менгли-Гирея.
Что мы в общих чертах знаем о городах Поросья:
1. Большая часть городов основана Ярославом Мудрым ((983-1054) великий князь Киевский (1016-1054)) примерно в 1032 году. Среди этих городов Юрьев или Гюргев (ныне Белая-Церковь), Володарев (ныне Володарка), Богуславль (ныне Богуслав), Боровый (ныне Стеблив), Корсунь (ныне Корсунь-Шевченковский) и другие.
2. Практически все города Поросья были разорены при нашествии Батыя в 1240 году.
Куда делись жители достаточно больших городов? Ответ прост: кто-то погиб, кого-то взяли в плен, а часть населения ещё до набегов успевало скрыться в лесах. Некоторые из них со временем возвращались на прежние места, а другие основывали новые города и селенья.
Известно несколько названий городов, место расположение которых до селе с точностью не известно. Из книги М.Н. Тихомирова «Список русских городов дальних и ближних», 1979 года, можно узнать следующее:
«Из указанного в «Списке» 71 киевского города большое количество названий неизвестно по другим сведениям или упоминается только в летописях XI-XIII вв., отсутствуя в более поздних источниках. Это давно уже вызвало представление о недостоверности «Списка русских городов». Так, П. Г. Клепатский считает, что указанные в «Списке» города Юрьев и Пересечен не существовали уже в XIV-XV вв. Он видит в этом доказательство недостоверности всего «Списка русских городов», так как Юрьев и Пересечен уже не упоминаются документами XV в. Однако сам же Клепатский указывает, что на месте Юрьева впоследствии находилась Белая церковь, которая могла получить свое название от руин Юрьевского собора. Нет никакого основания также думать, что в списке говорится о молдавском селе Пересечино под Оргеевом. Вполне возможно существование небольшого городка Пересечень в районе Киева, тем более что о нем упоминается в Ипатьевской летописи под 1154 г. где-то в районе Роси.
Внимательное изучение «Списка» показывает, что его данные заслуживают большого внимания, тем более что история Киевской и Черниговской земель изучена еще очень слабо. При внимательном изучении «Списка» мы увидим, что описание городов киевских сделано тремя приемами: вначале описываются собственно киевские города, расположенные в непосредственном соседстве с Киевом. Далее следуют города черниговские, вслед за этим помещены города, расположенные в бассейне Днепра к северу от Киева и по Припяти. Этот порядок будет сохранен нами и при рассмотрении киевских городов, как наиболее удобный. В районе Киева указано 15 городов: Дверен, Корсунь, Треполь, Канев, Глинеск, Переяславль Русский, Юрьев, Пересечен, Василев, Белгород, Чернъгород, Киев, Вышгород, Мирославици, Тмуторокань. Из них без затруднений устанавливаются на карте 8 городов: Корсунь, Треполь, Канев, Переяславль Русский, Василев, Белгород, Киев, Вышгород.
Наиболее неясно расположение таких городов, как Дверен, Юрьев, Пересечен. Дверен стоял «на Рши», т. е. на Роси, если считать определение «на Рши» относящимся к этому городу, а не к следующему за ним городу Корсуню, который также стоял па Роси. Существование целого ряда небольших городков по Роси не может вызывать сомнения, так как этот район был издавна населен. Такие города, как Корсунь, Канев, Треполь и пр., сохранились от киевских времен и не запустели. Вполне вероятно, что тщательное изучение топографии Поросья и местных преданий позволит установить местоположение названных выше четырех городов. Пока же попытки в этой области следует считать крайне затрудненными, так как большое богатство археологических наблюдений, сделанных в бассейне Роси, позволяет с одинаковым правом приурочить названия перечисленных выше городов к любому городищу в бассейне Роси и к югу от Киева. Очень возможно, что городки по Роси запустели в конце XV в., после татарских нашествий, о которых часто упоминается в Густынской и других летописях. Особенно страшным было разорение 1486 г., когда татары «Подоле и Рускю землю без милости пленили».
А вот что пишет В. П. Даркевич в книге «Происхождение и развитие городов древней Руси (X-XIII вв.)», 1994 года:
«Подлинно "городская революция", когда город выступает вполне сформировавшимся институтом, начинается на Руси, как и в Западной Европе, не ранее середины XI века. По подсчетам М. Н. Тихомирова, если в IX-X вв. летописи свидетельствуют о существовании 25 городов, то в XI в. упомянуто 64 новых города, а в источниках XII в. появились еше 134 города. Но эти данные явно неполны, так как основаны только на письменных источниках без привлечения археологии. Тихомиров считает, что ко времени монгольского нашествия количество русских городов близко подходило к 300».


Санкт-Петербург
 
nkp78Дата: Четвер, 18.02.2010, 22:47 | Повідомлення # 4
Майор
Група: VIP-користувач
Повідомлень: 261
« 1 »
Країна: Україна
Статус: :-(
Віктор! З захопленням ознайомився з вашою історичною працею по нашому рідному краю.
Вірю, що вам під силу встановити дійсну історію виникнення міста Любомира. Прикро, що ніхто із можновладців не зацікавлені в відновленні справжньої дати заснування нашого Ставища, його непростої історії розквіту і руїн.
Дякую вам і низький уклін від всіх краян-патріотів.


ФУТБОЛ - ГРА НАРОДУ
 
ViktorДата: П`ятниця, 19.02.2010, 12:49 | Повідомлення # 5
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Как я понимаю, в Ставищенском районе археологические раскопки практически не производились. Я посмотрел информацию об археологических раскопках конца 19 века и в 20 веке. Зато вот какая информация есть в книге В.Б. Антоновича «Археологическая карта Киевской губернии», Москва, 1895г.:

ТАРАЩАНСКИЙ УЕЗД

В бассейне реки Рось

Стрижавка. В 1870г. найдено до 200 серебр. монет XVII ст. польских, шведских и прусских.
Торчица. В селе есть остатки городища; 2 вала, каждый в сто сажень длиною.
Василиха. У села 3 кургана.
Войнаровка. В 1886 году г. Свидерский раскопал курган; нашёл в нём 6 сосудов из черной глины, имевших форму ступок и 2 бронзовые подковы с железными гвоздями.
Янишевка. У села есть 2 кургана; один называется Лысая могила.
Любча. У села есть 20 курганов.
Острая Могила. В селе есть большой курган, называемый Острая могила и на полях два кургана.

В бассейне реки Гилого Тикича (приток Синюхи).

Ясиновка. У села есть 33 кургана и одно городище-майдан.
Ставище. На берегу Гнилого Тикича расположено городище, в нем помещаются: католическая церковь и Экономический двор.
На полях 6 курганов.
На урочище Ковалиха крестьяне нашли клад, состоявший из 100 польских серебряных монет Сигизмунда III.
Антоновка. (Ставищанская). В селе есть разрушенное городище.
Брилевка. (Иначе Буркатовка). На берегу реки Тикича есть большое городище.
На другой стороне реки, против городища, есть пещера, состоящая из передней камеры, извилистого коридора и в конце его двух камер: круглой и четырёх-угольной.
Журавлиха. У села расположены 4 городища-майданы.
Станиславчик. У села есть 8 курганов.
Красиловка. У села есть 7 курганов.
Беседка. В самом селе расположено 4 кургана и на полях 11.

Где находились католическая церковь (правильнее костёл) и Экономический двор нам известно – это территория парка. Следовательно, городище упомянутое Антоновичем – это Ставища уничтоженные в 1665 году, так как Любомир располагался на другой стороне ставка.


Санкт-Петербург
 
adminДата: П`ятниця, 19.02.2010, 21:54 | Повідомлення # 6
Admin
Група: Адміністратор
Повідомлень: 177
« 4 »
Країна: Україна
Статус: :-(
Quote (nkp78)
Дякую вам і низький уклін від всіх краян-патріотів.

Підтримую!!! Мова йде про статтю, а можливо і про майбутній цикл статей, яка розміщена в розділі "Історія" http://stav.org.ua/publ/9-1-0-44
Шкода, що цю статтю могли прочитати тільки нечислені користувачі нашого сайту. Виявляється, що офіційна історична довідка про історію селища Ставище не зовсім правдива. Було б дуже добре, якби цю статтю та інші повідомлення Viktor’а на форумі почитали вчителі історії Ставищенських шкіл, працівники краєзнавчого музею та всі, кому небайдужа наша історія.


Адміністратор
 
ViktorДата: Понеділок, 01.03.2010, 16:59 | Повідомлення # 7
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Если предположить существование (жизнь) города Любомира в меж монгольский период между Батыем (1240г.), когда были разорены почти все города Поросья, и походом Менгли-Гирея 1482 год в Малороссию, то Любомир был разорен в первый же год второго татарского нашествия – 1482 год. Этот вывод напрашивается из следующей информации:
«Изъ другихъ дарогъ, существовавшихъ многiе вѣка и служившихъ неизмѣннымъ путемъ сообщеиія, извѣстны слѣдующія:
1) Черный шляхъ былъ дорогой, по которой татары совершали свои набѣги на южную Россію; наиболѣе выдаюшимися городами и селами, близь которыхъ проходилъ Черный шляхъ были: Тарговица, Умань, Краснополь, Босовка, Монастырише, Бабино, Турія, Ольшана, Кошоватое, Тараща, Ставище, Городище, Пятигоры, Кальники, …»1.
Эта информация сходится и с другими источниками:
«Чёрный шлях — историческая дорога (шлях), использовавшаяся крымскими татарами для нападений на правобережную Украину и Польшу в XVI-XVII веках.
Путь начинался от перекопского перешейка, проходил через Запорожье и выходил к Чёрному лесу (верховья Ингульца, Ингула, Тясмина). После путь поворачивал на запад и разделялся на две части — северную и южную. От южной ветви почти сразу же отделялся идущий на юг Кучманский шлях, после чего она продолжалась в сторону Шполи, Тального, Умани, Дашева. Северная ветвь проходила вблизи Корсуня, Богуслава, Лысянки, Жашкова, Тетиева»2.
По всей видимости, войска Мегли-Гирея в 1482 году держали путь именно по этой дороге.

В теме «Цікаві факти з історії Ставищенщини» 20.11.2008г., сообщение 14:

Quote (Ashot)
когдато в детстве бабушка россказывала, что в Гнилом Тикиче гдето напротив санатория есть затонувший польский корабль с золотом...
.
На счет золота не знаю, а вот корабль – вполне реально:
«Столь же важное значенiе важное значение имѣли и водные пути, каковыми были всѣ болѣе значительныя рѣки въ краѣ и притоки ихъ; именно: …
III. Южный бугъ: …
Его притоки: …
Высь: Торговица, Богополь.
Приток Выси:
Гнилой Тикичъ: Ставища, Звенигородка, Кальниболото»3.
Эта информация относится к торговым водным путям, по этому можно предположить, что город Любомир занимался не только земледелием, рыбной ловлей и охотой, но так же занимался торговлей. Это говорит о значении города в древние времена.

1, 3. Архив Юго-Западной России, часть пятая, том II, «Переписи еврейского населения в юго-западном крае в 1765-1791 гг.», Киев, 1890г.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрный_шлях


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Четвер, 04.03.2010, 15:29 | Повідомлення # 8
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Вот ещё описания дорог проходящих через место, где расположено Ставище. В старые времена дороги существовали веками. Вполне можно предположить, что эти дороги ранее проходили через город Любомир или в непосредственной близости от него. Но эти дороги использовали не только торговцы, но и вражеские войска нападавшие на Малороссию.

«Военные дороги:
6. Другая изъ Полтавской губернiи въ г. Липовецъ через м. Трахтемировъ, с. Потапцы, с. Потокъ, м. Богуславъ, г. Таращу, мђстечки Ставище, Пятигоры, Тетиевъ, Животовъ и с. Медовку …
9. Отъ м. Паволочи въ м. Златополь, через г. Сквиру, м. Володарку, м. Ставище, м. Виноградъ, г. Звенигородку, с. Юрковку, с Капустино и с. Толничъ …

Торговые дороги:
1. Из волынской губернiи на м. Паволочъ, г. Сквиру, м. Володорку, м. Ставище, с. Вороное, м. Буки, с. Роги и м. Покотилово, откуда дорога направляется черезъ Подольскую губернiю въ г. Одессу …
2. Отъ этой дороги у м. Ставища отдђляется другая Чумацкая дорога на с. Красиловку, м. Виноградъ, с. Чижевку, г. Звенигородку, м. Екатеринполь, м. Сухую-Калигорку, въ м. Златополь и оттуда въ Херсонскую губернiю …
5. Отъ г. Липовца черезъ с. Россошу, м. Пятигоры и м. Ставище въ с. Умань и м. Богуславъ …».

Иван Фундуклей «Статистическое описанiе Кiевской губернiи», часть I, Санкт-Петербург, 1852г.


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: П`ятниця, 26.03.2010, 12:58 | Повідомлення # 9
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Я ещё раз внимательно прочитал разную старую и современную литературу о Змиевых (Трояновых) валах, являвшихся оборонительными сооружениями на территории Малороссии. Прочитал различные легенды, почитал о современных раскопках (конец 70х- годов прошлого столетия), а также сравнил старые карты с новыми. Основываясь на всех исследованиях, осмелюсь утверждать, что валы в районе Юрковки не входят в оборонительные линии валов. Скорее всего, это либо валы естественного происхождения, либо искусственные в целях оборонительного характера, но всё равно не имеющие отношения к Змиевым (Трояновым) валам. Возможно, и скорее вего, что один из последних валов создавался в 11 веке с построением поросских оборонительных городов по реке Рось (в летописях о строительстве не упоминается). Один небольшой участок проходит немного севернее Ставище и чуть южнее Таращи (от реки Рось между Таращей и Кошеватое). После 11 века, оборонительный вал потерял своё основное значение – защита от печенегов, большого кочевого народа. В связи с этим, можно предположить, что Любомир более поздний город по постройке, чем другие города Поросья.

Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Середа, 07.04.2010, 22:42 | Повідомлення # 10
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Так как пока не найти первоисточников, из которых можно понять когда и кем был заложен город Любомир, то предлагаю поразмыслить над названием города и попробовать провести параллель со славянскими именами.

Одна из основных групп славянских имён – это двухосновные (Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар, Милонег и др.) и их производные (Добрыня, Тишило, Рат(и)ша, Путята и т. п.)
Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое – тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Если варна (эфирное тело, уровень эволюционного развития человека в обществе («вар» – краска, т. е. цвет эфирного тела)) родившегося ребёнка соответствует свещеннослужителю, то его имя имеет два корня. И один из корней обычно «слав» – то есть славящий, или «любо» – любящий. Например: «Богуслав» – славящий Бога, «Доброслав» – славящий добро, «Любомир» – любящий мир, «Любомысл» – любящий мыслить и т. п. Двухкорневое имя говорит о том, что человек является дваждырождённым (т. е. рождённым в теле и в духе).
Первые века христианства (X–XIII вв.) славянские имена употреблялись на Руси в быту, крестильные же имена (разного происхождения, но через греческое посредство) использовались лишь в церкви.
Имена, свидетельствующие о миролюбии славян: Богумир, Будимир, Добромир, Драгомир, Ждимир, Жизнемир, Звонимир, Здимир («здать» – строить, созидать), Крепимир, Ладимир, Любомир, Миран, Мирбудь, Мирограй, Миродар, Миромир, Миронег, Мирота, Миря, Мирослава, Мирава, Мирча, Радомир, Ратмир, Светомир, Станимир, Творимир, Тихомир, Хвалимир, Хотимир, Яромир и др.

Если по такой же принцип применить к названию города Любомир, то получается, что город основан славянами в мирных (не боевых) целях, примерно в X–XIII веке.
В X–XIII веке территория Поросья (рядом с рекой Рось) вновь была заселена славянами благодаря Ярославу Мудрому, преимущественно поляками взятыми в плен. Например, Богуславль (Богуслав) основан в 1032 году, который находится не так далеко от Любомира, также имеет два имени. Богуславль был разрушен татаро-монголами в 1240 году, как и многие близь лежащие города.
А может в названии города Любомир заложен ещё один смысл – дваждырождённый. Может город был отстроен дважды и первое название было другим?


Санкт-Петербург
 
nkp78Дата: Субота, 10.04.2010, 19:29 | Повідомлення # 11
Майор
Група: VIP-користувач
Повідомлень: 261
« 1 »
Країна: Україна
Статус: :-(
Первая версия о Любомире Х-XIII ст. более правдоподобна.

ФУТБОЛ - ГРА НАРОДУ
 
ViktorДата: Субота, 10.04.2010, 22:12 | Повідомлення # 12
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Это не версия возникновения города Любомир. Это понятие периода возникновения города. Дело в том, что церковью, как православной, так и католической в XIV-XV веках, постепенно стали запрещать давать людям старославянские имена, так как многие из этих имен в одном из корней имели имя языческого бога. Скорее всего и город не мог получить имя Любомир в период XIV-XV века, и позже.
Вообще, версий должно быть несколько, на то они и версии. Информация очень скудная, приходиться делать различные предположения.
Я ещё надеюсь найти хоть какую-то информацию о Любомире и подтвердить или опровергнуть свои предположения.


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Четвер, 29.04.2010, 13:44 | Повідомлення # 13
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Хоть название реки Тикич и относится к тюркскому происхождению, но до 17 века это название реки нам не известно. Исходя из здравого смысла, стоит предполагать, что река существовала ранее под другим названием. Я решил поискать это название и наткнулся на интересную информацию:
http://www.uc.kr.ua/fresh/3187/
Возникает вопрос: «А при чем здесь Ставище?»
Дело в том, что Кировоградщина, не без причин, пытается сделать увязку к своей территории и использует в данной статье мнения исследователей, которые это косвенно подтверждают. Но есть и другие мнения, основанные на предположениях и расчетах, которые указывают на другие возможные территории, среди которых можно рассматривать и территорию Ставищенского района.
Вот что мы знаем от Геродота (450 лет до н.э.): «Ближе всего от торговой гавани борисфенитов (а она лежит приблизительно в середине всей припонтийской земли скифов) обитают каллипиды – эллинские скифы; за ними идет другое племя под названием ализоны. Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня. Это – племена по реке Гипанису (Юж.Буг) к западу от Борисфена (Днепр)».
Многие исследователи считают что Гипанис – это Южный Буг.
А вот информация с сайта http://www.allaboutbootleg.com/, раздел «Благосфера:
«При дневном переходе на веслах вниз по реке, равном примерно 80 км по литературным и другим данным, прохождение такого участка по спокойной реке займет 9,5, а не 5 дней (как указывал Геродот). Но Южный Буг – река очень порожистая, а это значительно увеличивает время прохождения дней до 12-13, а может быть, и более. Устранить такое противоречие можно с помощью второй, отличной от общепринятой идентификации Гипаниса: Южный Буг – Синюха – Гнилой Тикич». Таковы вкратце основные положения точки зрения К. К. Шилика. Ознакомимся теперь с выводами Б. А. Рыбакова. При рассмотрении сведений Геродота о реках Скифии он вычислил, что день плавания по реке равен 36 км. Основываясь на этой цифре, ученый пришел к выводу, что длина Южного Буга не соответствует указанной Геродотом длине Гипаниса: «Геродот измерил все течение Гипаниса от самого истока его из озера до лимана. Оно оказалось равным всего-навсего девяти дням плавания, т. е., по нашим расчетам, около 324 км. Течение же Южного Буга от истоков где нет озера до Николаева, где уже начинается соленый лиман, равно почти 600 км». Такое несоответствие вызывает у Б. А. Рыбакова «недоумение по поводу того, что исследователи без всяких оговорок отождествляли Гипанис с современным нам Южным Бугом».
Теперь вернёмся к Эксампеи. Эксампей переводится как «Священные пути».
«Локализация Эксампея дает возможность уточнить некоторые границы расселения племен. Вернемся к словам Геродота о том, что «вблизи земли ализонов Тирас и Гипанис сближают свои излучины, но отсюда каждый из них поворачивает и течет так, что промежуток между ними Расширяется». Отсюда следует, что земля ализонов расположена в месте сближения Днестра и Южного Буга. Этот участок тянется от района Гайсина до Саврани. Следовательно, северная граница ализонов проходила примерно в районе Гайсина. А южная граница находилась вблизи Саврани, т. е. несколько выше устья Эксампея. А само устье Эксампея лежало, как свидетельствует Солин, уже в пределах каллипидов. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать об Эксампее и связанных с ним историко-географических и этнографических вопросах».
«Пытаясь найти выход из создавшегося положения, исследователь прибегает к методологически недопустимому приему: вводит для верхней части реки другое значение дня плавания – 80 км. Ведь день плавания, как и день пути, является усредненной постоянной величиной, общеизвестным эталоном, с помощью которого измеряют необходимые расстояния. Как же можно увеличивать или уменьшать эту цифру и тем более комбинировать разными величинами, да еще на одной и той же реке?! Но и эта непоследовательность не спасает положения: она сокращает время плавания лишь до 9,5 дня. Тогда исследователь пытается найти другой выход. Он считает, что Гипанисом в верхней части называли не весь Южный Буг, а следующее его сочетание: Гнилой Тикич – Синюха – Южный Буг. Для такой идентификации, по его мнению, имеются «достаточно серьезные основания». Они сводятся к следующим пунктам:
1. Трасса эта имеет длину около 380 км, что составляет при той скорости плавания 4,75 дня. Это очень близко к пяти дням Геродота.
2. Случаи несовпадения современных названий по всей длине реки со старыми названиями известны.
3. Синюха не слишком глубока, а это соответствует указанию Геродота о том, что в верховьях река Гипанис еще мелка.
4. Верховья Гнилого Тикича могли быть озером, из которого вытекал Гипанис. Речка там широко разливается, течение почти незаметно».

Исходя из выше изложенного, территория Ставищенского района в середине 1 века до н.э. могла быть территорией скифов-земледельцев, которые снабжали зерном Оливию.


Санкт-Петербург
 
ViktorДата: Понеділок, 03.05.2010, 14:35 | Повідомлення # 14
Генерал-майор
Група: Модератор
Повідомлень: 1466
« 10 »
Країна: Російська Федерація
Статус: :-(
Есть ещё одно предположение происхождения города Любомира, но оно основано в большей степени на литературных источниках, чем на исторических документах.

В 10 веке жил княжич Любомир, который был знаком с княгиней Ольгой. Они были родом из одного селения Выбуты находящегося под Псковом. Любомир был в Киевской дружине и ходил в походы за Горынь и Южный Буг. Потом Любомир уехал к уграм (ныне территория Венгрии) и там женился на племяннице князя Такшоня (931-972 гг.) – князя венгров. У Такшоня был брат князем Митлаш, но о нём почти ничего не известно. Княгиня Ольга женит своего сына Князя Святослава за дочь Такшоня – Ильдику (957 г.). То есть Любомир и Сятослав становятся родственниками.
Теоретически князь Любомир или кто-то из его сыновей могли основать город Любомир на киевской земле.


Санкт-Петербург
 
kotik147Дата: Неділя, 04.07.2010, 10:53 | Повідомлення # 15
Лейтенант
Група: VIP-користувач
Повідомлень: 64
« 1 »
Країна: Україна
Статус: :-(
Quote (Viktor)
Что касается Торческа, то он мог возникнуть уже по смерти Ярослава

мог возникнуть "впервые упомянутый летописью в 1093 г." Яросла́в Му́дрый умер в 1054г.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Поросье

Quote (Viktor)
может быть, на месте сел. Торчица

не мог "Торческ (городище у с. Шарки Киевской обл.), впервые упомянутый летописью под 1093 г. под названием «Торческий град»"
http://ru.wikipedia.org/wiki/Торческ
http://russianchange.narod.ru/sfr/sfr1.html


И москаль, и хохол хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве: первый любит притворяться дураком, а второй умным.
© В.О.Ключевский
 
Форум » Історія селища Ставище » Історичні факти » Теории, предположения и легенды (То, чего нет в истории, но можно предположить, что было.)
Сторінка 1 з 512345»
Пошук: